pro100kov (pro100kov) wrote,
pro100kov
pro100kov

Выставка Александра Слюсарева

В Ростове прошла персональная выставка недавно почившего московского фотографа Александра Слюсарева. В Ростов привезли его известный цикл «В формате».


Эта экспозиция _ часть большого проекта, проходящего в рамках Международного фестиваля фотографии «Photovisa 2011». И она, пожалуй, одно из самых интересных событий этого года.
Александр Слюсарев, больше известный как Сан Саныч, прославился в двадцать с небольшим, когда примкнул в сообществу «Франция формалистов». В 21 о нем говорили как о наиболее ярком представители «московский школы». Через год _ как о мэтре. К сорока годам он стал живым классиком.
Пожалуй, это единственный человек, который создал свою школу фотографии, совершенно не прикладывая к этому усилий. Вернее даже сказать, последователи как-то сами оформились в движение. Причем уже после смерти Сан Саныча в прошлом году. Корифея искусства признали, что это единственный случай, когда школа создавалась без самого мэтра.
Слюсарев вошел в историю фотографии придумав понятие «плоский пейзаж». Он отказался от перспектив и глубины, сломал представления о классическом построении кадра. Сначала это вызвало шок, потом полный восторг.
Точно так же Сан Саныч разрушил традиционные представления об объекте фотографии. Его мало интересовала реальность или «правда жизни». Ему был интересен лишь предмет как таковой. Причем фотограф был уверен, что для нашего мира тень, отблеск или отражение объекта не менее важно, чем он сам.

И фотограф последовательно это доказывал, снимая свои удивительные работы. У его работ удивительный эффект: тени и намеки Слюсарева интересны гораздо больше, чем сама вещь. Он как бы наполняет их совершенно иным смыслом. Позволяет прожить еще одну жизнь. Ту, которая совершенно не была предусмотрена нашей реальностью.
Как ему удавалось так работать в «советскую эпоху», когда термин «формализм» чаще звучал в качестве обвинения, совершенно не ясно. Зато чувствуется, что создавая свой нарочитый цикл из непривычных квадратных фотографий, мастер задавал себе некие рамки. Но только для того, чтобы показать: он вышел за куда более существенные границы, чем край фотолиста.
Он искусственно ограничивал себя для того, чтобы показать остальным как именно нужно разрушать запреты и табу. Как разрывать привычные представления о мире, оставаясь в формате небольшого квадратного листа. Удивительно, но этот мэсседж воспринимается даже сейчас, хотя многие работы цикла «В формате» снимались еще лет двадцать, а то и больше назад.
Сан Саныч до сих пор учит думать своими фотографиями. Показывает, насколько глубоко можно заглянуть за кулисы мира, просто наблюдая за отражениями в окне, за влажным пятнышком от мокрого листа на асфальте. Сам он считал свои работы глубоко аналитическими и не раз говорил, что ему «информация о конкретном моменте не важна, а важна информация о состоянии этого момента». Согласитесь, это большая разница и совершенно иной взгляд на фотографию.
Эстет и отчасти даже «выпендрежник» он отчаянно раздражал критиков. Они часто не могли понять, что перед нами: действительно шаг вперед или просто издевка. Как следствие _ негативные отзывы. А Сан Саныч, насладившись эффектов, принимался объяснять происходящее с улыбкой чеширского кота на лице
Он был на шаг впереди и добился того, что создал школу, критериями оценки в которой могли быть только его собственные фотографии. Поэтому и смеялся: «что такое современная фотография понимаю я один». Это очень забавный эффект, о котором сейчас говорят многие западные искусствоведы. Искусство стало настолько многообразным и развивается настолько бурно, что в ряде случаев только сам автор и является мерилом своих работ. Сравнивать его с другими _ бессмысленно. С сами собой _ нелепо.
Сознательно или нет, но Сан Саныч творил то, что сейчас принято называть «актуальное искусство». Это могут признавать или отвергать критики, но то, что на выставку собрались почти все фотографы Ростова, говорит само за себя. И, судя по их отзывам, величие коллеги они признавали безоговорочно.
Да и с чем спорить? Работы Слюсарева находятся в Московском музее современного искусства, Музее современного искусства (Нью-Йорк,
США), Музее фотоискусства (Одензее, Дания); Центре гуманитарных исследований Гарри Рансома (Университет штата Техас, Остин, США), Музее фотохудожников Латвии (Рига).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments