?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Выставка Саши Селиванова
pro100kov
На выставочной площадке «CreativeSpace» открылась выставка ростовского художника-минималиста Александра Селиванова «Конкретная живопись».


Для Ростова он _ явление уникальное. Пожалуй, это единственный человек, работающий в жанре минимализма. Отсюда и настороженное отношение к нему как в профессиональной среде, так и среди зрителей. Лишь единицы понимают, что он собственно делает.
Современное искусство в своем многообразии форм и средств выражения мыслей авторами давно уже перешагнуло грань, отделяющую подобные работы от массового зрителя. Сегодня эти живописные эксперименты сродни исследованием в высшей математики. Чтобы понять и оценить их уже недостаточного высшего специального образования. Нужно быть «узким специалистом», разбирающимся в конкретных вопросах.
Сегодня большая часть ростовских живописцев, не говоря уже о зрителях, не способна дать адекватную оценку творчества Селиванова. Просто потому, что они не занимались исследованиями супрематизма и минимализма. Не могут проследить логическую цепочку от Казимира Малевича и Василия Кандинского до, условно, Пита Мондриана или Дональда Джадда и Роберта Морриса Они, как говорится, «не в теме».
Здесь нужны совершенно иные критерии оценки. Либо быть специалистов и говорить о какой-то преемственности, прослеживать влияние и причины появления тех или иных работ в концепции развития творчества или каких-то других переменных. Либо оставаться чистым зрителем с незамутненным взглядом, для которого эти полотна _ всего лишь медитативное зрелище. Искусство в чистом виде, не требующее пояснений и комментариев.
Отчасти поэтому, на мой взгляд, все картины, представленные на выставке, не имеют названий. Здесь нет изобразительного искусства в классическом понимании этого термина. Потому что само изображение заменено философией. Вместо каких-то узнаваемых фигур и предметов _ цветовая гамма, жестко разделенная на сектора.
Это, конечно, значительно усложняет восприятие. Нужно либо садиться за книги и натужно пытаться понять происходящее. Либо просто расслабиться и прочувствовать именно это сочетания цвета и простых геометрических форм. Вопрос лишь в том: готовы ли лично вы принять это как искусство или предпочтете отмахнуться и идти дальше?
Хотя, наличие реалистических образов совершенно не упрощает задачи. Картины, например, Караваджо, реалистичны. Но чтобы понять их смысл, нужно тоже быть специалистом. Хотя бы потому, что существовали законы и каноны изображения святых в католическом искусстве. Большинство зрителей их не знает. И даже не представляет об их существовании. Но уверены, что способны оценить этого мастера и восхищаться им. Или Рембрандт Ван Рейн с его знаменитым «Ночным дозором». Что, знают эту школу и могут описать? Да ничего подобного. Рядовой зритель ничего в этом не понимает. Но ему кажется, что все понятно: мужики в доспехах...

По большому счету, на фоне бесконечных «донских пейзажей» и достаточно примитивного ростовского реализма Александр Селиванов не просто пошел своим путем. Он идет не поперек течения, а существует вообще параллельно ему. В своем собственном мире, где искусство сродни высшей математики.
Где задаются вопросом о том, почему в России не появилось последователей Малевича, а все современные исследования в области минимализма происходят в западном искусстве.

Я не специалист, который может обсуждать художественные достоинства Селиванова в контексте мирового искусства. Но его работы мне импонируют хотя бы тем, что он не пытается побыстрее стать модным, чтобы продаваться тем, кто все равно ничего не понимает, хотя и мнит себя «коллекционером».

  • 1
Ну, кстати, вполне "имеет право на жизнь" ;)
Тут, правда, надо уделить особое внимание к фактурам. Жаль фрагментов нет.

  • 1