?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ИТАЛИЯ. НЕАПОЛЬ И КАМПАНИЯ. ЧАСТЬ VI крайняя. И снова Неаполь
pro100kov
Пожалуй, если говорить о Неаполе,  нужно признать факт: это именно то место, где каждый видит именно то, что хочет. Кто-то видит дворцы и крепости, портовый город с необыкновенным колоритом и средиземноморской расслабленностью. А кто-то мусорные свалки. Я не хотел бы вспоминать старую поговорку про свинью и ее тщательные поиски. Это всего лишь особенности того или иного отношения. Просто мне не импонируют люди, которые приезжают в порт и морщат нос: «рыбой воняет». А что вы хотели здесь? Чтобы фиалками пахло? Да, Неаполь не самый чистый город в мире. Но всегда есть выбор.


Иначе как тогда увидеть Спакканаполи (Spaccanapoli) – интересный, но довольно специфический маршрут. Он дает отличное представление о городе. По сути – это череда улиц, в которых сложно понять: где заканчивается одна и начинается другая. Они несутся по прямой как скорый поезд, рассекая город пополам. Идя по ней можно постоянно менять пейзаж вокруг. Можно увидеть невероятный срез, в котором будет все: от маловразумительных переулков, где действительно есть переполненные мусорники и перекинутые между двумя стоящими напротив домами веревки с бельем, до фасадов дворцов и монастырей. Этой прогулке можно смело посвятить если не день, то половину точно.

После этой прогулки неплохо сходить в Кастель-Сант-Эльмо (Castel Sant'Elmo). Сама крепость, построенная 750 лет назад, внушает уважение своим возрастом, но для осмотра не самое замечательное место. Хотя с историей. Строили место как королевскую резиденцию. Но она оказалась достаточно маленькой и не очень комфортной. В результате вскоре это был уже форт с военным гарнизоном, а потом и тюрьма. Именно здесь содержался Томмазо Кампанелла, обвиненный в колдовстве и заговоре против монарха.

Сходить сюда можно по двум причинам. Во-первых, есть отличная галерея современного искусства, которая охватывает период с 20-х годов прошлого века до наших дней. А во-вторых, отсюда открывается чуть ли не лучший вид на Неаполь.
И именно отсюда открывается во всей своей невероятной хтонической красоте Спакканаполи. То ли шрам, то ли расщелина, откуда готовы подняться из глубин древние гиганты.

Вид потрясающий. И понимаешь, что действительно прогулка проходила в самой сердцевине города. В его нутре, которое не всегда открывается туристам, которые предпочитают более развлекательные маршруты. Типа прогулки по более известному району – кварталам Декуманус (Decumano maggiore, Via dei Tribunali). По сути это несколько улиц, построенных еще древними греками.

Этот район называют «старым центром». Здесь много темных и сырых улочек, но при этом все обязательно приходят посмотреть и поужасаться: лавки, мусорники, церкви, дворцы. Суматоха, вечное столпотворение и громкие разговоры. Опять лавочки, магазины, снова церкви на крошечных площадях. Их ворота используются местной пацанвой вместо футбольных ворот. Нисколько не смущаясь, они раскрывают их на ту ширину, которая им удобна для игры. И если кто-то снова распахивает их, чтобы пропустить большую группу туристов, они недовольно что-то вора опять возвращают ворота в исходное положение.

Здесь стоит отыскать и заглянуть в базилику Сан-Лоренцо-Маджоре (San Lorenzo Maggiore). Сама церковь симпатична и достойна внимания, но гораздо интереснее то, что находится под ней. Строительство базилики начато еще в 500 году, но окончательный вид она обрела с Роберто Анжуйским в конце 13 века. А уже в наши времена под ней начались раскопки. Археологам понадобилось 25 лет работать, чтобы частично открыть скрытый под землей римский рынок. Теперь туда можно спуститься.

Поскольку место не очень раскрученное, мы там гуляли в одиночестве. Наш покой на несколько минут нарушил лишь какой-то китайский турист, который кометой промчался по раскопкам, пыхая вспышкой аппарата. И снова тишина и покой. По сути, тут целый подземный комплекс с лавками и торговыми столами. С улицами (или это проходы между торговыми рядами) и какими-то не очень понятными остатками строений. Теоретически. Можно разобраться, что означает каждый закуток тут. Но это не очень важно. Гораздо большее впечатление производит сам факт существования этого места в центре Неаполя.

Археологическая составляющая базилики довольно велика. Ощущение, что раскопки вышли за ее  пределы и продолжись под близлежащие строения. По крайней мере, прогулка оставила именно такое впечатление. Более того, это место очень хорошо сохранилось, чтобы полностью представить себе: куда именно приходили пару тысяч лет назад местные хозяйки за покупками. Может быть, именно перед этими лавками они останавливались посплетничать.

Пройти мимо Via dei Tribunali даже теоретически невозможно. Это апогей туристического центра, о чем можно легко догадаться, свернув на улицу святого Григория Армянского или Сан-Грегорио-Армено. Местечко примечательно тем, что здесь собраны многочисленные ремесленные мастерские. Именно здесь можно полюбоваться на различные куклы-«пресепе». Вообще-то само искусство развивалось из традиций религиозных кукол. Потом началась «мода» устраивать вертепы, и мастера переключились на фигурки многочисленных святых, волхвов и младенцев. Но поскольку у неаполитанцев отличное чувство юмора, то свершилось вполне очевидное: куклы стали отражать популярность тех или иных политиков и медиа-персон.

Здесь можно найти хоть Джексона, хоть Билла Гейтса. Не говоря уже об итальянских звездах. Причем многие из них откровенно гротескны. Как только начинается новый виток мусорного скандала, на прилавках появляются фигурки в респираторах и противогазах. Начали пинать в СМИ политика – вот вам пожалуйста. Какая-то поп-дива оскандалилась, через пару дней ее фигурки будут стоить на прилавках возле каждой лавочки. Говорят, что по ценам можно легко определить популярность людей и их вес в обществе. Вот Сильвио Берлускони представлен почти везде в тюремной робе. Так что «пресепе» легко можно считать невербальным аналогом наших частушек и анекдотов.

Бродя по центру, вы рано или поздно наткнетесь на Ноланские ворота (Porta Nolana). Очень забавное сооружение, через которые можно снова уйти с центральной улицы и углубиться в лабиринт «грязного» Неаполя. Они выглядят более чем внушительно и не оставляют сомнений  в том, что носили именно военно-оборонительный характер. Что забавно, так это их нынешнее использование. Судя по тому, что в арке ворот есть окошко с занавеской, внутри живут люди. Неаполитанцы вообще любят «просачиваться» в очень странные для жизни места, заставляя усомниться в их здравомыслии. Хотя, с другой стороны, жить внутри ворот – это круто. Правда, площадь там вряд ли велика. Скорее, кто-то проделал себе проход из соседнего дома и расширил площадь жилища таким образом.

Теперь стоит все-таки рассказать о помпезном и величественном Неаполе. Том городе, который заставляет восхищаться им и удивляться его самобытности. На самом деле, ему можно посвятить отдельную поездку, не увидев ни одной мусорной кучи за весь визит.

Капелла Сан-Северо (Cappella dei Sansevero) заслуживает отдельного упоминания. Пожалуй, это место где обостряется восприятие прекрасного. Ничего подобного мне никогда не приходилось видеть: ее скульптурные композиции не просто фантастичны. Они вообще нереальны. Будто создавались на другой планете. Причем восхищает даже не тонкая работа, не изумительная реалистичность, а какая-то «искра жизни», которая есть в каждой статуе.
Собственно сама капелла – очень невелика. Она красива, но главное ее достоинство это работы скульпторов Джузеппе Санмартино Антонио Коррадини. Я не буду вдаваться в искусствоведческие экскурсы и причитать по поводу места в мировой культуре этих работ. Но когда смотришь на Христа, накрытого плащаницей, то с трудом веришь в то, что это покрывало из камня. Или девушка, завернутая в вуаль. Я никогда не мог подумать, что каменное изваяние может быть настолько тонко выполненным. И вуаль кажется материей, которую накинули на скульптуру. Или Нептун с сетью. Пока пальцем не потыкал, не верил что сеть тоже из камня. Тут около десятка произведений, но провести в капелле можно и час, и два. Каждое произведение подробно описано, так что прочесть по трактату о каждой – не проблема. Но это все умничанье. А это нужно увидеть и прочувствовать, потому что слова бессмысленны. К сожалению, снимать тут категорически запрещено. Так что погуглите и найдите картинки сами.

Теперь национальный археологический музей (Museo Archeologico Nazionale) – еще одно место обязательное для посещения и представляющее собой классический образец культурно-представительской части Неаполя. Сразу нужно уточнить, туда вход тот, что со ступеньками. Рядом еще двери – это вход в небольшую экспозицию «битых горшков», которые обнаружены были при строительстве станции метро. Сходить можно на пять минут. Но не стоит там искать вход в музей, как это сделали мы. Зато после этого места, мы четко поняли: тут копать можно в любом месте и, углубившись на пару метров, обязательно начнут попадаться какие-то древнеримские горшки и прочие атрибуты культурного слоя.

Музей, безусловно, стоит посещения. Помимо всего прочего (сотни экспонатов из Помпей), там есть потрясающий «Фарнезский бык» из Терм Каракаллы. Это монументальная и совершенно невероятная скульптурная группа. Ее восстанавливали фрагментами пару сотен лет. Все-таки оригинал был изрядно подпорчен временем. Но он просто поражает воображение. Честно говоря, я даже не представляю: сколько времени понадобилось для его создания. Минут двадцать бродил вокруг в полном шоке. Невероятная штука.


Из забавных вещей – «секретная комната».  В ней собраны экспонаты откровенно эротического характера. Для Древнего Рима – совершенно обычные вещи. Для католической средневековой Италии – повод сжечь кого-нибудь на костре. В нее попадали раньше по специальным разрешениям и под бдительным наблюдением. Сейчас понимаешь, что на фоне мужских журналов эта античная эротика смотрится как раскраска для дошколенка.
После этого логично зайти в Королевский дворец (Palazzo Reale). Красивое здание с невероятной лестницей.
Строили его, чтобы принять в гости какие-то коронованных особ. Потом освоили и сами. Вот и думайте о размахе гостеприимства: отгрохать красивейшее здание в центре, чтобы просто принять в гости монарха.

Отсюда пара шагов до красивейшей галереи Умберто I. Подобные сооружения меня всегда поражали. Совершенно бессмысленное с точки зрения использования, но невероятно изысканный архитектурный ноктюрн. Там сейчас вроде как даже отель есть. А так – несколько бутиков и кафе днем, а к вечеру местечко обживают многочисленные негры с разными безделушками, поддельными сумками от всех брэндов мира и бесконечными лотками со сменными панелями для телефонов.

Контраст невероятный, н это Неаполь. Тут всегда так: закрываются магазины и напротив их витрин появляются сотни уличных торговцев. Тут круглые сутки что-то продают. В основном – ненужное и копеечное как по цене, так и по качеству.
Идем дальше и попадаем в одно из самых красивых мест Неаполя - Мерджеллину. Что означает слово – не знает никто, в том числе и местные жители. Но именно так называется место, где заканчивается городская набережная и начинается подъем на холм Посиллипо.  Отличное место для прогулки: перед глазами залив, Везувий, город. Тут все очень суетливо, поскольку на прогулку приходят сотни людей. Иногда не протолкнуться от туристических автобусов. Но местечко действительно колоритное и приятное во всех отношениях.

А финальным аккордом знакомства с Неаполем может стать Парк Вергилия у Пьедигротты (Parco Virgiliano a Piedigrotta). Мы действительно туда попали под конец путешествия, хотя проходили миом него много раз. Это необычное во всех отношениях место. Начнем с того, что античный поэт почитается тут как великий маг и колдун. И все потому, что знал ботанику и немного медицину. То есть лечил в меру своих сил, хотя поэтому был лучшим, чем врачом. Но народ тут мистичный. Поэтому и стал «местным колдуном». Какое-то время его фигуру рассматривали при выборе покровителя для города. Но потом католическая церковь сказала свое веское слово.

Тут же похоронен еще один поэт – Леопарди. Почему-то местом их упокоение выбран склон холма возле старых туфовых выработок. Причем Вергилия похоронили в античном колумбарии. Теоретически. Гробницы доступны для посещения, но открытыми мы их ни разу не застали. А судя по количеству мусора с внутренней стороны решетчатой двери, распахивали их последний раз довольно давно. Но место примечательное для небольшой прогулки. И отлично характеризует город: суета и покой в одном месте. Стоишь на холме у могилы, а в десяти метрах несутся поезда, уходящие в тоннель, пробитый в этом же холме.

Здесь всегда так: покой и умиротворенность средиземноморья соседствуют с суетой портового города. Мусорные кучи на старинных улицах с дворцами, открытиями или заколоченными много лет назад. Весь вопрос только в том, в какую сторону пойти. Неаполь может быть разным. И уже потому сюда стоит приехать…




  • 1
  • 1