?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Эдуард Срапионов - Папа Срапа
pro100kov
У Эдика Срапионова (Папа Срапа) вышел новый диск. На этот раз - виниловая пластинка "Веселый ветер". По этому поводу встретились и поговорили.


_ Это какой уже по счету диск?
_ На виниле я издан впервые. А если считать общее количество дисков с экспериментальной музыкой, то, наверно, уже больше десяти альбомов вышло. Самый смешной был «Россия 0.15». Это был самиздат, который я хотел как-то оформить необычно. Обложку решил сделать самостоятельно. Но нужно было найти нечто, чтобы промаркировать альбомы одинаковыми стикерами. В почтовом отделении случайно увидел забавную марку с крупной надписью «Россия». Стоила она 15 копеек. Я накупил этих марок и пометил диски. Заодно и название альбома само собой пришло.
_ А потом у тебя выходил альбом, где диск был запаян в пластик, как в саркофаг.
_ Самодельные альбомы и были тем хороши, что можно было как угодно их оформлять. Было много самых разных экспериментов. Но винил _ это другое. Но его название тоже родилось необычно. Я использовал в записи старую «советскую» пластинку с выступлениями каких-то ученых. Когда крутишь диск пальцами на проигрывателе, он в конечном итоге зацикливается и звучат одни и те же слова. На записи почему-то отчетливо слышно, как женский голос повторяет постоянно слова «веселый» и «ветер». Так и родилось названия для альбома _ «Веселый ветер».

_ Для тебя это музыка или все-таки некое звукоизвлечение?
_ Да я сам с собой до сих пор об этом спорю. Все творческие люди _ шизофреники, которые ведут внутренние диалоги. Для начала нужно жать определение музыке, что само по себе достаточно сложно в наше время. Наверно, на этом диске ее нет вообще. Тут такая история была.
Инициаторами записи выступили сами представители звукозаписывающий компании. Причем я честно сказал, что в Москву не собираюсь. В результате ко мне приехал представителей лейбла с целой машиной аппаратуры. Обставил тут все вокруг колонками и мониторами с «яблоками». Я начал играть, а он записывал... А рядом стояла знакомая, которая в процессе вливала в меня ром. В конечном итоге мне стало все равно, что происходит.
Эта игра в студию была настолько смешной, что я честно предложил: забирай все полтора часа записи и монтируй на свое усмотрение. На студии что-то там убрали, разделили запись на отдельные трэки.
Не знаю, музыка это или набор звуков. В любом случае, это можно слушать, и есть поклонники таких экспериментов. Это идеально подходит для озвучивания фантастических картин или каких-то научно-популярных фильмов. А конечным итогом все равно остаешься не доволен. Всегда думаешь о том, что мог сделать лучше...
_ А тебе не предлагали принимать участие в озвучке фильмов?
_ Нет, только на фестивалях. Лет десять назад на левом берегу прошел ряд кинофестивалей, где демонстрировались различные «немые» картины. Вот туда меня приглашали, чтобы создать для них звуковой фон. Или сам делал видео инсталляцию для своих концертов: собирал нарезку из старых учебных фильмов. Они настолько сюрреалистичные, что в виде «винегрета» идеально подходили для выступлений. Сделал микс на полтора часа _ как раз хватает для большого выступления.
_ Насколько востребована та музыка, которую ты создаешь? Она ведь довольно сложная для восприятия. Много сейчас гастролируешь?
_ Да, постоянно концерты в Москве, был мини тур Волгоград-Саратов-Самара, сейчас в планах несколько городов в России и Белоруссии. Постоянно приглашают за рубеж, но у меня нет загранпаспорта. Требуется указать рабочий стаж за последние десять лет, а я уже много лет официально нигде не работаю. Нужен военный билет, который я потерял много лет назад. Вернее, я должен был его сдать по возрасту. Но документ нужно сначала восстановить, чтобы потом сдать.
Понятно, что за границей это более востребовано. Московский музыкант, который выпущен одновременно со мной (в издании _ два диска), делает аналогичные инструменты и продает исключительно в Европу. Причем раз в десять дороже, чем мои. Хотя их уровень совершенно идентичен.

_ Ты всю жизнь играл рок-н-ролл, а гастролировать стал с экспериментальной музыкой.
_ Рока много, а эти звуки необычны и завораживают слушателя. Я смотрю, что многие экспериментальщики раньше играли рок-н-ролл, а потом начали искать новые пути развития. Может это логично: на старости лет попытаться начать поиски другой музыки. Раз в три-четыре месяца я полностью обновляю парк инструментов и начинаю заново экспериментировать. Это интересно.
Раньше было правило: каждый концерт _ новый синтезатор. Потом дарил или продавал их. Сейчас начал усовершенствовать инструменты, потому что бесконечно новые делать тоже не имеет смысла. Просто был этап, когда хотелось работать с жидкостями, а звучание менялось в зависимости от изменения натяжения поверхности. Сейчас больше интересует работа с током:  подбираю разные резисторы, чтобы модулировать новые звуки.
А нынешняя серия началась забавно. Попробовал работать со старыми платами от телефонов с определителями номера  _ были такие лет десять назад. Звуки получаются просто удивительные. Начал накручивать на эту плату детали. А серия получила названия «Синтел» _ синтезатор из телефона. Потом оказалось, что есть такая девочка в японских мультфильмах. Теперь многие думают, что название дано в честь героини анимэ.
_ А куда уходят старые инструменты?
_ По-разному бывает. Что-то дарю, что-то заказывают через Интернет. Я прикинул, что сейчас больше сотни людей играет на синтезаторах, которые я собрал. Внешне это завершенная конструкция, которая помещена в корпус от старого «советского» прибора. Но на самом деле _ это модули некого огромного синтезатора, который я придумал, но не могу собрать целиком. Его полная версия существует только в моей голове.
На всех инструментах есть «холостые» выходы, которые не используются при выступлении. Если кто-то догадается, то сможет соединить несколько модулей в один инструмент и получить большой спектр самых разных звуков и вариаций для выступления.

_ Насколько я знаю, все последние идеи с созданием необычных музыкальных инструментов были реализованы не в Ростове, а на базе арт-галереи «Изоляция» в украинском Донецке.
_ Да, глупая ситуация. У меня было несколько действительно интересных идей. Например, создать подобие органа из автомобильных клаксонов. Или построить клетку, в которой установлены пластины, при нажатии на которые издаются разные звуки. Танцуя в этой конструкции можно каждый раз писать новую музыку. Это очень зрелищно и необычно.
Оба инструмента собраны в галерее «Изоляция», где сейчас и находятся. Меня пригласили специально для того, чтобы я их там сконструировал и провел несколько концертов. Причем «орган» там небольшой: всего из девяти клаксонов, потому что сложно было найти на Украине нужные детали. Их из Ростова туда привозят, кстати. Но когда я предложил собрать такую конструкцию нашей галерее современного искусства, только значительно большую по размерам и интереснее звучащую, они отказались. Сослались на отсутствие средств. Речь шла о двадцати тысячах рублей, из которых три четверти стоили необходимые детали.
Так что самые значительные мои работы действительно находятся на Украине, а не в Ростове. С большой долей вероятности, там же будут создаваться и новые инструменты, которые я сейчас продумываю.
_ Откуда у тебя такое количество технических идей? Ты же музыкант...
_ Да уровень высокий и не нужен для того, чтобы делать подобные вещи. Можно в радиокружке позаниматься и полностью разобраться  в том, что я делаю.
_ Да, но ты же в свой радиотехникум ходил лет 35 назад!
_ Так никому не возбраняется заниматься самообразованием, узнавать что-то новое. Технически изготовить инструмент не сложно, гораздо труднее придумать. Вот недавно из Саратова позвонил человек: он вскрыл синтезатор и сделал копию. Это вообще не проблема, если под руками действующий образец. Причем это только второй человек, который догадался, что можно делать аналоги самому. Пусть творят _ мне не жалко. Я не затираю номиналы деталей. Вот только на просьбы прислать схему приходится отказывать. Их просто нет. Большинство схем придумываются на ходу и чертежи есть только в голове.
_ То есть повторить инструмент ты никогда не сможешь?
_ Конечно, они все звучат по-разному. Иногда может повторяться основная микросхема, но потом на нее накручиваются другие детали. Конечный результат непредсказуем. Я просто сижу и подбираю последовательность, которая дает интересные результаты.
Недавно произошла необычная история. В Крымске, о котором много говорили после затопления, жил радиолюбитель. Он погиб в той трагедии. А когда наш общий знакомый помогал разбирать дом, то обнаружил огромное количество радиодеталей, которые и привез мне.
Все, естественно, залито было глиной. И я решил их не очищать. Как они есть _ так и устанавливаю в синтезаторы. Отчасти как дань памяти этому человеку. И что удивительно _ звук совсем иной. Ставишь резистор такого же номинала из новых _ уходит эффект. Так быть не должно _ детали равнозначны. Проверял прибором. Почему такой потрясающий звук получается _ не знаю. Мистика какая-то.

_ У тебя масса странных концептуальных работ. Вот, например, «Рука биоробота, оторванная мощным взрывом» или странные часы. Нет жаления сделать новую выставку?
_ У меня было несколько, сейчас об это не думаю. Сначала нужно новые работы сделать. Я, например, задумал часы, которые будут состоять из трех частей. На первых будет только секундная стрелка, на вторых _ минутная, третьи будут показывать только часы. и чтобы узнать время, их нужно будет совместить у себя в голове. Или вот есть часы, которые показывают месяц и день. Здесь же подставка для свечи. Проснулся ты ночью и решил узнать: какой же месяц? Зажег свечу и посмотрел... Правда, их вручную переводить надо.
Думаю, что к осени созрею собрать большую экспозицию. Кое-что нужно закончить. Вот есть работа «Небольшая часть очень сложного механизма». Хочу сделать таких композиций штук десять, чтобы их можно было объединять в единое целое.

_ Ты все время очень глобально мыслишь. Какими-то вселенскими масштабами.
_ Да это просто такой прикол. Не то, чтобы я мыслил громоздкими категориями, просто нравится вводить людей в заблуждение. Кто-то думает, что у него мой синтезатор или картина. А это всего лишь части чего-то большего и пока еще не существующего.
Может через много лет кто-то созреет сделать супер синтезатор. Все отдельные блоки абсолютно совместимы. Идея ведь не нова: в 70-х годах их делали из отдельных модулей и объединяли в один корпус. А тут они просто выглядят самодостаточными.
Может быть кто-то догадается собрать их вместе. Я не собираюсь об этом рассказывать.
_ Уже поздно. Диктофон же работает...
_ Так, где у тебя тут кнопка «Стереть запись»...


  • 1
Отличное интервью! Эдик - мои поздравления!

  • 1