?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Литва. Вильнюс. Часть I
pro100kov
Выбор Вильнюса для празднования Нового года был продиктован совершенно меркантильными рассуждениями. До него из Ростова оказалось добраться дешевле всего. Как обычно на новогодние праздники авиакомпании дружно подняли цены. И более-менее адекватными оказались только перелеты до Минска. А оттуда каждые пару часов едет автобус до Вильнюса: четыре часа в дороге с учетом того, что час уходит на пересечение границы и таможенные досмотры. Так что собрали вещи и сбежали от вечного оливье и необходимости неделю доедать ведра холодца…


Были, конечно, изрядные опасения, что нас, в смысле россиян, в Прибалтике не сильно жалуют. Ну, педалируется у нас эта тема: в НАТО вступают, военные учения на границе проводят, угрожают перестать нам шпроты продавать. В общем, геополитическая обстановка предполагала как минимум прохладные отношения. Но, как выяснилось, в Литве очень сильно разнится государственная политика и реальное положение дел.

Мы не успели выйти из автовокзала, как подошел какой-то парень:
- Двадцать копеек не добавите? – И видя наше замешательство, уточнил. – Ну, в смысле, двадцать центов?
Тут вообще многое осталось с «советской эпохи», как и люди. Разговорились с мужчиной в православной церкви Святого Духа (Šv. Dvasios vienuolyno katedra на Aušros Vartų g. 10). Он долго рассказывал о том, как тут притесняют русских. Сам из Минска, переехал во времена СССР по простой причине: «У нас давали по 30 соток земли и позволяли зарабатывать по 100-120 рублей в месяц. А тут давали сразу по 60 и разрешали зарабатывать по 180-200. Я парень деревенский, приехал сюда за землей…» Через десять минут он так расчувствовался, что предложил персонально для нас открыть саркофаг со святыми мощами Антония, Евстафии и Иоанна, чтобы мы могли приложиться. Отказались, хотя он почти уже настаивал…

Зашли в отделение почты на главном проспекте Вильнюса и впали в ступор: встречает посетителей огромная выставка фотографий, посвященная литовским вооруженным силам. Люди на привале с автоматами, в лесу роют землянки и на живом огне еду готовят. Как партизаны какие-то. И тут же фотография, на которой половина местного флота - три катера - несутся к берегу с улыбающимися автоматчиками на носу. Честно говоря, когда начинаешь разглядывать снимки, то немного смешно становится. Потому что массовости в них нет, армия маленькая слишком. Поэтому брали «душевностью»: каждый снимок - как портрет народного героя на привале или на боевом задании.
На какой-то митинг, который проходил у входа во Дворец великих князей литовских, собралось человек триста. Видимо, самые отчаянные патриоты, которым снег с дождем и промозглый ветер не мешают родину любить. Почетный караул выстроился, несколько залпов дали по окончанию торжественной речи, гимну подпели. Выглядело довольно красиво, но малолюдно.

Или вот зашли в Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь (Bazilijonų bažnyčia на Aušros Vartų g. 7B), а там выставка фотографий дружественных войск Украины, которая в Донецке (если судить по аннотациям к снимкам)  кормит людей, раздает игрушки детям и на досуге занимается прикладным искусством: на круглых спилах деревьев из веточек выкладывает панно в виде национального трезубца. Почему в церкви экспозиция, не очень понятно. Но зрителей там, кстати, кроме нас и не было. Собственно, и весь национализм. Хотя нет, пару раз молодые официанты в кафе нам ответили на английском языке. Может демонстративно, а может правда не знают уже русского. Чаще всего сразу зовут русскоговорящего. А все, кто старше тридцати, говорят свободно. Так что языковых барьеров нет в принципе.

В любом магазине и тем более музее - запросто все подскажут и расскажут. Несколько раз, видя наше замешательство и карту в руках, к нам подходили местные и помогали разобраться, найти дорогу и так далее. Зашли в музей янтаря, «зацепились языками» с продавщицей и получили полноценную экскурсию, девушка рассказала по старинные печи, которые нашли в подвале, про коллекцию янтаря и вообще. Кстати, оказалось, что самая большая в Прибалтике коллекция принадлежит какому-то фотографу. Как улыбнулась продавщица: откуда у него такие деньги сотрудники не спрашивают. Но хватило коллекции на две экспозиции в разных зданиях. Хотя мы сразу сказали, что в магазине покупать ничего не планируем. Ну, хотя бы потому, что цены на настоящий янтарь заоблачные. Небольшого размера кмень с пятирублевую монету стоит около тридцати тысяч рублей. На улицах Вильнюса подделку такого размера продают рублей за пятьсот. Хотя, говорят, можно недорого найти и настоящий - в основном осколки. И сразу стали понятны объявления в Ростове: куплю старые янтарные украшения.

Самое главное ощущение от Вильнюса, что он немного недоевропа. Конечно, местные думают совершенно иначе, но есть ощущение окраины Старого Света, который проявляется в местечковости и какой-то деревенской жажде быть большими и знаменитыми. Но первый признак того, что живут люди не так богато, как хотелось бы, это цены. Даже по сравнению с недорогими Италией и Испанией, хронически пребывающими в сложных финансовых обстоятельствах, в Литве дешево. А вот местные жалуются, что с введением евро, вместо местных литов, стало как-то дорого. Даже карикатуру видели, на которой Вильнюс изображен в виде магнита, вытягивающего последние деньги из карманов жителей.

Мы поселились в классическом старом дворике, который был некогда частью монастыря, буквально через дорогу от Старого города. Ну, то есть вышли из ворот, перешли дорогу и вот они Ворота Зари (Aušros vartai, Ostra Brama). Когда-то они были частью крепостной стены, окружавшей город, но со временем стали декоративным элементом. От самих стен почти ничего не осталось, а эти ворота единственные оставшиеся из десяти, которые когда-то существовали.

Фактически, ворота являются сейчас часовней, в которой хранится чудотворная икона Божьей Матери Остробрамской. К этой святыне постоянно паломничество. Мы ходили мимо минимум дважды в день, а то и больше. И все время у дверей были люди. Одни входили, другие выходили. Как-то и мы зашли, чтобы оказаться в крошечном помещении, где десяти гостям уже тесно. Полюбовались на красивый алтарь с иконой. Честно говоря, историю этой святыни я не знаю, поэтому особо не проникся.

Кстати, если от ворот пойти влево (из старого города), то можно найти явно восстановленные фрагменты городских стен. Я так думаю, что небольшой участок отстроили специально, чтобы обрамить находящийся тут же Бастион (The Bastion of the Vilnius Defensive Wall).

А то получается, что ров вокруг него есть, а стен как бы не было. Вот и построили два участка метров по тридцать, чтобы Бастион смотрелся эффектнее. Он давно утонул в холме, так что его смотровая площадка находится практически вровень с землей. Сверху несколько пушек. Вид с площадки так себе.

В самом Бастионе расположился небольшой симпатичный музей. Правда, вход нашли не сразу. Оказалось, что нужно зайти за стену, по сути «в город», и спуститься чуть вниз по улице. Справа обнаружился небольшой вход в холм. Пара стендов со средневековым оружием и красивый спуск вниз.

Эта подземная часть связывала когда-то орудийные позиции со стенами. Кстати, долгое время это место было в руинах, и вообще тут устроили свалку. Но потом территорию расчистили и облагородили. Так что теперь можно зайти.
Отметились и обратно под укрытие стен.

Горожане гордятся тем, что у них самый крупный Старый город в Восточной Европе. Правда, его можно пересечь минут за сорок неспешным шагом. Если заходить во все подряд церкви, которых множество, останавливаться у каждого ларька и разглядывать все фасады, прогулка занимает пару часов. А дальше только уходить в боковые улочки, пытаясь сбежать от бесконечных прилавков с янтарем и вязаными носками. Это два самых распространенных товара, которые пытаются приправить туристам. И, как мне кажется, носки домашней вязки очень отчетливо характеризуют место.